Российский разработчик и производитель беспилотных авиационных систем (БАС) «Геоскан» до конца 2024 г. запустит пять центров по обучению операторов дронов, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Обучение будет проходить в формате дополнительного профессионального образования (ДПО). Обучать управлению БАС будут на промышленных бортах производства «Геоскан» самолетного и мультироторного типов.
До конца года «Геоскан» планирует обучить примерно 1000 специалистов. Продолжительность курса составит 144 часа, а стоимость обучения будет варьироваться от 95 000 до 135 000 руб. в зависимости от типа беспилотника и сложности его эксплуатации. Выпускник получит квалификацию «специалист по эксплуатации БАС, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов (БВС) с максимальной взлетной массой 30 кг и менее», а также свидетельство установленного образца.
Первый учебный центр появится в московском инновационном кластере «Ломоносов», а группы приступят к занятиям уже в январе. Компания не раскрывает объем инвестиций в проект. Но, по оценкам экспертов рынка БАС, инвестиции в открытие одного такого учебного центра могут начинаться от 5 млн руб. и зависят от количества учебных мест, готовности инфраструктуры и технического оснащения. Программа разработана совместно с АНО ДПО «Авиационный учебный центр Профпилот» и Ассоциацией «Аэронекст».
Несколько центров по обучению управлению БАС недавно появились в России, говорит коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев. В качестве примеров можно привести образовательную платформу UAVProf, курсы Skillbox или школу операторов БАС при МАИ, перечисляет заместитель генерального директора, сооснователь компании «Флай Дрон», участник рынка НТИ «Аэронет» Александр Каниовский. Но единой методики обучения пока нет, именно поэтому сложно оценить компетенции преподавателей, указывает Камнев.
В 2023 г. МАИ обучил более 150 пилотов-инструкторов, которые будут затем учить детей и взрослых в регионах, рассказал представитель вуза. Всего в 2023 г. по программам ДПО в МАИ получили свидетельства оператора БАС более 1000 человек, добавил он.
ООО «БАС» также собирается открыть свой учебный центр в сфере беспилотной авиации с филиалами в нескольких субъектах, рассказал «Ведомостям» его генеральный директор Алексей Варятченко. В образовательных организациях будут учить управлению разными типами дронов для многих сценариев применения, среди которых не только подготовка специалистов для видеосъемки, но и для аэрологистики и выполнения работ с применением БАС в сельском хозяйстве, перечислил он.
В соответствии с нацпроектом «Беспилотные авиационные системы» в России до 2030 г. необходимо обучить более 1 млн профильных специалистов, в том числе и в части эксплуатации БАС, напомнил руководитель отдела образования в Москве ГК «Геоскан» Никита Попов.
Уже в 2024 г. нужно подготовить 100 000 новых работников для различных сфер разработки и применения БАС, писали «Ведомости» в середине мая 2023 г. со ссылкой на паспорт федерального проекта «Кадры для БАС», входящего в нацпроект по БАС. Для подготовки специалистов в сферах разработки и использования беспилотников в 2024–2030 гг. из федерального бюджета выделят 57,7 млрд руб., из них 5,3 млрд руб. – в этом году. Федпроект был подготовлен Минобрнауки, следовало из документа.
На базе ряда вузов и компаний, специализирующихся на производстве, поставках и эксплуатации БПЛА, функционирует порядка 10 крупных центров и около 20 центров «локальной» подготовки (под конкретные задачи) по обучению пилотированию БПЛА, сообщил представитель Минобрнауки. Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» (в частности федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем») предусматривает обучение специальностям в сфере БАС, уточнил он. В этом году «Университет 2035» будет отбирать площадки для обучения в сфере БАС, и компания «Геоскан» вправе принять в нем участие, добавил представитель ведомства.
Несмотря на то что уже открыто несколько курсов для обучения специалистов БАС, спрос на них все равно будет, поскольку он не удовлетворен сполна при текущем уровне развития отрасли, считает генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов. К тому же, по его словам, «Геоскан» является одним из лидеров отрасли и поставляет большое количество собственных аппаратов заказчикам в РФ и за рубеж, поэтому никто лучше них самих не сможет научить эксплуатировать аппараты.
ДПО для возможности управлять БАС вполне достаточно, уверен Хрипунов. Ведь для получения прав на автомобиль не нужно получать дополнительное высшее образование и обучаться несколько лет, привел пример он. Для управления легкими и средними беспилотниками формат ДПО вполне достаточен, согласен Каниовский. Если говорить о тяжелых дронах, то здесь может потребоваться более серьезная подготовка.
С интенсивностью возможных полетов может вырасти и потребность в подтверждении высокой квалификации специалистов, предупреждает Хрипунов. Например, если появятся новые сценарии применения, например аэротакси с пассажирами на борту, требования к пилотам программы обучения нужно будет пересмотреть, считает эксперт.
Развитие системы подготовки кадров на базе производственных предприятий – актуальное и перспективное направление, считает проректор по образованию Университета НТИ 2035 Екатерина Любимова. «Во-первых, подобный формат подготовки дает возможность непосредственно перейти к практической деятельности в процессе обучения. Во-вторых, происходит максимальное погружение в условия работы и решаемые профессиональные задачи», – указывает она.
После завершения СВО и снятия ограничений на полеты в будущем профессия окажется чрезвычайно востребованной, считает Каниовский. Ведь использование дронов в гражданском сегменте будет только нарастать, а уже в этом году может быть зафиксирован дефицит внешних пилотов для агродронов, полеты которых в России сейчас вывели из-под «драконовских» запретов, заключил он.